<< Предыдущий материал Следующий материал >>

Свободная трибуна

Кто построит школьный двор?

От школьного порога в город-сад дорога

А. К. Ибрагимов

Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной городской среды.

У градостроителей существует правило подразделять все городские насаждения на зелёные массивы общего пользования, охватывающие всю городскую территорию, и ограниченного использования, прилегающие к определённым конкретным объектам.

Магистральные насаждения общего пользования в составе городской инфраструктуры не могут быть оптимально насыщенными зеленью и представляют собой достаточно "хилые" разреженные посадки с незначительным видовым составом полезной фауны и флоры, слагающим данную экосистему. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в городском ландшафте существовали многочисленные зелёные "оазисы" - острова гнездования, восстановления и укрытия полезных компонентов городских биоценозов, которые потом будут активно распространяться по всей городской территории.

И вот равномерно распределённая по городу сеть школ, детских садов и других подобных учреждений, озеленённых согласно существующим нормативам, могла бы служить примером слияния разрозненных зелёных очагов "ограниченного пользования" в единую систему насаждений "общего назначения", а весь город превратился бы при этом в сплошной зелёный сад.

Обследование пришкольных территорий нашего города показывает, что преобладающее большинство из них весьма далеки от подобного совершенства. И, наоборот, мы были приятно удивлены, что многие пришкольные участки и территории детских садов в г. Дзержинске можно считать эталонами озеленённости.

Здесь отмечается чрезвычайно разнообразный видовой состав древесных, кустарниковых и цветущих растений, на территориях школьных дворов сохранились острова естественного соснового леса, а под пологом старовозрастных искусственных древесных посадок встречаются настоящие лесные грибы, что является показателем сложившегося биоценоза. Подобный школьный двор-"заповедник" и является эталоном для "школьного двора будущего".

А. К. ИБРАГИМОВ,
кандидат биологических наук, доцент кафедры лесоводства НГСХА.


<< Предыдущий материал Следующий материал >>

 

Copyright © 1985-2004 Зеленый Парус
При перепечатке материалов ссылка на "Зеленый Парус" обязательна.
Вебмастер - Валерий Мосягин


Rambler's Top100 Rambler's Top100