<< Предыдущий материал Следующий материал >>

Желанные гости

«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро», – сказал всеми нами любимый Винни-Пух. Мы поступаем не менее мудро, потому что очень любим гостей и готовы принимать их все двадцать четыре часа в сутки. Вот пришел к нам в «Зеленый Парус» Большой Букет из поселка Рустай, пушистый такой красавец из сочинений школьников, живущих в заповеднике «Керженский». О жизни в нем они и пишут. Жаль только, местечка на странице у нас маловато. Поэтому из интересного «Опыта экскурсии по заповеднику» Оли Коротиной мы сегодня возьмем кусочек, но позже опубликуем целиком. А присланы были сочинения на конкурс имени выдающегося нашего земляка, биогеографа А.Н.Формозова, объявленный «Зеленым Парусом» в начале 1999 года.

Светлые сосны

Уважаемые дамы и господа!

Приветствую вас на нашей рустайской земле. Наша группа находится на территории заповедника «Керженский», который образовался 23 апреля 1993 года с целью сохранения природных комплексов южной тайги Заволжья. Сейчас мы окунемся в таинственный сосновый лес. Посмотрите, пожалуйста: это сосна. Сосна – светолюбивое и быстрорастущее дерево. Живет 300 – 350 лет, а размножается семенами. Определить возраст деревьев можно по годичным кольцам. Найдя пенёк спиленной сосны, нужно сосчитать количество тёмных или светлых колец на его поверхности. Светлые кольца – это ранняя древесина, откладываемая весной, а темные – древесина поздняя, приросшая летом. Воздух в сосновом бору всегда сухой, чистый и богатый кислородом.

Посмотрите, чем это дерево отличается от других? Наростом. Оказывается, так дерево лечит себя. Не все люди понимают, что дерево живое, и что оно чувствует боль, как человек. Не задумываясь, мы срезаем кору, ломаем ветки. А из мест ранений течет «кровь» дерева. Мы лечимся лекарствами, бинтами, а сосна? Она вырабатывает особые вещества – свои «лекарства». «Заращивает» раны по–своему, вот такими наростами.

Сосновые боры бывают разные – беломошные, брусничные, черничные, зеленомошные. Посмотрите: вокруг – сухо, в основном преобладают брусничник, толокнянка. Между соснами проглядывает пушистый можжевельник. По этим признакам – сосняк брусничный.

Оглядитесь вокруг. На многих деревьях сосняка брусничного, как бороды старичков – лесовичков, висят лишайники. Ученые-экологи считают, что они признак очень чистого воздуха. А по земляному покрову во многих местах растет сухой мох. Потрогайте руками – в пальцах он рассыпается пылью.

Оля КОРОТИНА,
ученица 8 кл.
Рустайской ср. школы
Фрагменты «Опыта экскурсии по заповеднику»

Подслушанный разговор

На поляне у Вишенского болота на большом пне сидит старый заяц в очках из дубовой коры. Вокруг него лопоухие зайчата, которые галдят, свистят, хохочут.

– Внимание! Начинаем наш первый урок. Им будет история. Сегодня мы будем изучать... Эй! На последнем пеньке. Не шалите и не болтайте! Так вот.., изучать нашу родословную.

Род зайцев очень большой. В нашем семействе примерно двадцать три вида: есть африканский заяц, альпийский, древесный, кролики тоже относятся к нашему роду. Но об этом вы узнаете в старших классах. Сам я и вы, малыши, беляки. Окраска меха летом у нас тоже белая. Сорванцы, не озоруйте! Перестаньте рассматривать животы! А теперь, малыши, вам нужно отдохнуть. Идите, а после перемены придете! – и старый заяц зазвенел в ландышевый колокольчик.

Потом был урок ОБЖ.

– Дорогие мои, сейчас для вас самый важный урок в жизни. Итак, где можно спрятаться зайцу от опасности? Спрятаться можно в небольшой яме так, чтобы выглядывала только мордочка. Возвращаясь после поиска пищи домой, никогда не ходите прямо, а сначала пройдите несколько шагов вперед, сделайте два прыжка в сторону и повторяйте это много раз. Так вы запутаете свои следы и убережете себя от врагов. А еще помните того зайца, который недавно ушел на правую сторону большой реки? Так вот, он так и не вернулся. Места ему было мало здесь, на левом берегу, или осинок – не знаю, но знаю, что туда ходить нельзя! Встретите там человека – страшного, двуногого, с огнедышащей палкой, и тут вам – конец! У нас в заповеднике можно гулять везде. Нас охраняют! Но бояться вам нужно не только людей, но и хищных зверей. Когда вы идете по лесу, смотрите не только по сторонам, но и вверх. Ведь вас могут схватить и тетеревятники, и совы, и беркут. Но если на вас все -таки напала хищная птица, кидайтесь на землю, ложитесь на спину и отбивайтесь задними лапами!

– А вы, учитель, встречали таких птиц? – спросил самый маленький зайчонок.

– Конечно. Вот смотрите! – учитель показал шрам на спине. – Идите, малыши, а завтра придете опять.

Саша ОРЛОВА,
ученица 7 кл.
Рустайской средней школы

Смерть жабы

Летом, когда мы косили сено, на дороге я нашел жабу. Она была сухая, черная, и на ней сидело очень много кузнечиков. Почти мертвую мы с братом отнесли ее к лесу в тень. Там положили в углубление и так как воды у нас не было, побежали в деревню к ближайшему колодцу.

В колодце вода была мутная, и ее нельзя было пить, но мы знали: жаба может жить и в грязной воде.

Когда мы наливали воду, то очень торопились: нам хотелось поскорей вылечить жабу. Но оттого, что мы спешили, вода лилась не в бутылку, а нам на штаны. В конце концов, мы налили воды и скорей побежали к нашей сухой и уже умирающей жабе. Когда мы явились, жаба лежала на животе и как будто умерла. Но как только мы с Сережей стали ее поливать, она тут же ожила и зашевелилась. И так в ямке с водой оставили ее на ночь. На следующий день, когда мы приехали опять, жаба лежала уже без движения и была мертвой. Нам было очень жаль, что мы ее не смогли спасти.

Егор ОРЛОВ,
ученик 3 кл.
Рустайской средней школы.

Керженский крокодил

Один раз мы с папой пошли на реку смотреть ондатр. Мы шли тихо и смотрели в бинокль. И тут увидели перед собой необыкновенное животное. Оно было похоже на крокодила. Мы посмотрели, и оказалось, что на берегу реки есть и другие необычные обитатели: вот обезьяна на дереве, а вон глухарь. Но нам понравился больше всех крокодил, потому что ему было скучно. Лежал он печальный и хмурый... Мы взяли его домой. Сменили ему окраску, и он сразу улыбнулся.

Разные есть на земле крокодилы: нильский, миссисипский аллигатор и другие, а мы открыли свой вид: керженский крокодил.

Наташа КОРАБЛЕВА,
ученица 2 кл.
Рустайской средней школы

<< Предыдущий материал Следующий материал >>

 

Copyright © 1985-2004 Зеленый Парус
При перепечатке материалов ссылка на "Зеленый Парус" обязательна.
Вебмастер - Валерий Мосягин


Rambler's Top100 Rambler's Top100