18 апреля 2004

Транспортация По Старому Нижнему

Что такое - старинный город? Жил в Москве 19 века такой поэт - Аполлон Григорьев, так вот, он искренне считал Москву - растением… Любой древний город - живой организм, полный тайн, которые, может быть, никогда не попадут ни в какие справочники исторических памятников...

И именно исторические центры радиальных городов, таких, как Москва, Нижний Новгород и проч. - те дети и взрослые, кто в них живет, работает и учится - в наибольшей степени страдают от пробок и сопутствующего смога. Мы посвятили городскую игру "Транспортация" весеннему Маршу парков, экологическому транспорту и тому, чтобы исторические центры городов были безмашинными, пешеходно-трамвайными. Тридцать "игроков" это воскресенье провели так, как если бы центр Нижнего уже таким и был.

…В воскресенье, 18 апреля, к счастью, выдалась прекрасная погода. Народ задолго строил дурацкие догадки по поводу заданий, но мы с Людмилой Александровной Хабибуллиной, сотрудником клуба "Зеленый парус", не раскалывались. Пока не началась игра под девизом - "По центру Нижнего Новгорода - пешком и на трамвае!"

…Кстати, несмотря на запрет велосипеда (в целях безопасности!) инженер Юрий Куликов на нем и приехал, и после игры объявил себя "намотавшим больше всех километров и меньше всех уставшим".

("Транспортацию" организовали впервые в Москве в Международный День без Машин - 2002, чтобы показать преимущества передвижения по мегаполису на общественном транспорте, что в условиях пробок эффективнее, не говоря уж об экологичности, чем на автомобиле. В ней моделируются типичные перемещения горожан, дело каждой из соревнующихся команд - выбрать свой маршрут и виды общественного транспорта).

…Чем-то это, в общем-то, серьезное мероприятие напоминало игру в 12 записок и детское увлечение "секретиками". Большинство наших игроков - нижегородцев и примкнувших к ним балахнинцев и дзержинцев - оказались людьми взрослыми: студенты (биологи, социологи, программисты, лингвисты), инженеры. Взрослые веселились, открывая для себя маленькие городские секреты, не меньше участников-детей.

В каждой из 12 контрольных точек команда выполняла определенное задание, чтобы удостоверить свое пребывание в ней. Между прочим, 18 апреля - Международный День памятников и исторических мест... А вот маршрут - куда пойти сначала, куда потом, на каком участке воспользоваться электротранспортом - каждая команда составляла свой.

И одинаковых маршрутов не оказалось. Кто-то воспользовался знанием пешеходных мостиков, кто-то сократил путь за счет преодоления нижегородских склонов… "Крутые пингвины" оказались самыми эффективными пешеходами, а изнеженные "Амазонки из 19-й", напротив - самыми грамотными трамваеездами. "Изотопы" пришли позднее всех, искренне признавшись, что "забили на конкурс" и получали огромное удовольствие от прогулки по городу.

…Рядом с памятниками истории или даже в них находятся современные магазины и учреждения, куда нам приходится заглядывать. Мы проверили: город без машин работает. Если для перемещений по центру пользоваться экологичным транспортом, а то и своим знанием старого города, с его переплетением улочек, пешеходных мостиков, съездов и лестниц, воздух в городе будет чище, и сам город - куда привлекательнее.

Для всех участников "Транспортации" город, живой организм, уже никогда не будет безликой суммой дорог, зданий и парковок, и вряд ли кто-то из них "прирастет" к рулю автомобиля. Тем более, что все участники получили удостоверение пешехода…

Ирина ФУФАЕВА

Ещё читать про "Транспортацию"

 

Copyright © 1985-2004 Зеленый Парус
При перепечатке материалов ссылка на "Зеленый Парус" обязательна.
Вебмастер - Валерий Мосягин


Rambler's Top100 Rambler's Top100