|
Конференция по экологическому образованию Новые методические подходы к экологическому образованию до школьников и младших школьников. Хорева Валентина Александровна, Слово "экология" не ассоциируется с милым лепетом и забавными мордашками дошколят и первоклашек. Представив себе этих маленьких человечков понимаешь, что речь должна идти не только об экологическом образовании, но и об их образе жизни. Это самый благодатный "материал", еще не уставший от разнообразных наук, воспринимающий все слова взрослого без сомнения и самое главное-как норму жизни, Родители, которые еще видят в собственных детях будущих гениев России, являются наипервейшими помощниками в создании у их ребенка, экологического мировоззрения, т.е. грамотной, осознанной любви к природе. Поэтому дети - родители - педагог это неразрывная цепочка образовательного процесс. Говоря об экологическом образовании, как о воспитании нормы жизни, подразделяется и особенность методики работы с младшим возрастом детей, не забывая их родителей. Как педагог дополнительного образования, я хочу предложить знакомую всем форму работы с детьми - кружок. Каждое занятие кружка, независимо от формы проведения, включает в себя огромное разнообразие методов и приемов, нацеленных на возникновение и поддержания устойчивого интереса детей. В возрасте 6-7 лет окружающий мир для ребенка познается через все 5 его органы чувств, на и строятся все занятия. Итак ниже рассмотрим специфичность работы с этими детьми. Остановимся на главных аспектах - это чувства и игра. Все понятия, которые я хочу ввести в сознание ребенка, с тем условием, что оно закрепится там надолго, я пропускаю через его чувства и играя с ним. Представляю кусочек экскурсии в природу или что можно использовать во время занятия на воздухе. Придя на место проведения занятия, дайте возможность детям вдохнуть полной грудью воздух шелестящего леса, прижаться к шершавой коре могучего дуба, побегать за яркими бабочками. В конце концов покажите пример! Энергия детей кипит через край и ее нужно реализовать, поэтому в начале занятий необходимо детям дать подвижные игры с простейшими знаниями о природе и направленные на отождествлений себя с частью окружающей их природы. Задания могут быть такими:
А могут быть такими, какими вы их нафантазируете, причем вместе с детьми Вволю набегавшись дети готовы отдохнуть, здесь мы предлагаем им новую игру сосредоточении внимания. Садимся, ложимся, стоим (в зависимости погодных и сезонных условий) и слушаем (с закрытыми глазами) звуки падающих шишек, листьев; бегущей сороконожки, поющей птицы; разговора деревьев. Дети успокоились. Можно продолжать занятие. Существует множество игр, которые через чувства и эмоции ребенка осуществляется его экологич6неское образование. ("Выбери друга", "Паутина жизни", "Совы и вороны" и др.) В этом возрасте дети очень восприимчивы на эмоциональном уровне, поэтому важно научить ребенка удивляться, восхищаться нежностью первоцвета, красотой бабочки, пением лягушек, ароматом ольховой сережки - вобщем каждой частичкой окружающей их природы. Эти и ценны занятия в лесу, в поле, на лугу, на берегу реки и т.д. и т.п. Занятия в помещении требует от педагога больше усилий для воздействия на эмоциональную сторону ребенка. Т.е. это тщательная подготовка дидактического материала. Можно воспользоваться таким приемом - иметь в наборе карточки (альбомный лист) с наклеенными на них цветными фотографиями животных, которые живут в нашей области, В нашем районе. Опыт работы показал, что дети младшего возраста (дошколята и первоклассники) очень плохо знают представителей животного мира, живущие рядом с нами. (Деревья и травяные растения проще изучать на экскурсиях и микро походах). Пользоваться карточками можно в течение прохождения всей программы. Постепенно дети запоминают разнообразие окружающей их фауны. Следующее, что активизирует внимание ребенка и направляет в нужное Вам русло - это практические работы. Такие, как - изготовление животных, растений, их "Домиков"; леса, озера и т.д. с помощью различных материалов и в разной технике: мозаика (из кусочков бумаги, ткани, газетных и ватных шариков, скорлупы яиц и т.д.), оригами, лепка из глины, пластилина, поделки из природного материала. Ни в коем случае нельзя забывать традиционное рисование, во время которого детям можно поставить музыку русских, советских и зарубежных композиторов, звуки живой природы (журчание ручья, голоса птиц, шум прибоя и т.п.). Во время практических занятий можно сделать (нарисовать) многоэтажный лесной дом, заселить его животными, запомнив все ниши леса. Как показала практика, дети 6-7 лет способны осознанно воспринимать понятие "экологическая природа". Ее можно построить из самих детей, распределить роли. Они это воспринимают как новую игру. Говоря о роли родителей, как об одной из основных в экологическом образовании детей младшего возраста, хочется обратить внимание на необходимость встречи с ними на начальном этапе работы. Объясните взрослым людям значимость вашей программы и попросите помощи. В чем она будет заключаться? Во-первых, обязательное участие в праздниках, устраиваемых Вами для детей и родителей. Во-вторых, выполнение домашних заданий вместе с детьми (Напр.: скатать газетные шарики дома). В-третьих, что очень важно, подводной частью "айсберга" экологического образования, т.е. невидимой стороной, но очень действительной, является домашнее воспитание детей. Вот здесь то родители и становятся главными участниками формирования экологического образа жизни их ребенка, выполняя некоторые правила по отношению к себе и природе. Можно начать с малого:
В заключении хочется сказать, что каким не были новые из новейших технологий экологического образования дошкольников и младших школьников, основным и не заменимым правилом остается любовь к природе. Образование без этого будет лишь бездушным набором знаний.
Copyright © 1985-2004 Зеленый Парус
При перепечатке материалов ссылка на "Зеленый Парус" обязательна. Вебмастер - Валерий Мосягин ![]() |