|
Конференция по экологическому образованию "Экоград" - модель экологического лагеря Макушина Екатерина
Николаевна, Исследования показали, что наиболее эффективным является комплексное экологическое воспитание школьников. Познание окружающего мира, включение в исследовательскую и практическую деятельность влияет на формирование экологической личности ребенка, обеспечивая социально приемлемый уровень безопасности его взаимодействия с окружающей средой и другими людьми. Одной из перспективных форм экологического воспитания является экологический лагерь, так как позволяет погрузить школьников в активное контролируемое общение в условиях естественной среды, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми и природой. Уделяя внимание содержанию деятельности экологического лагеря, очень важно продумать общую концепцию - модель лагеря, которая позволяет объединить все направления его жизни, создает комплекс условий для воспитания экологического мировоззрения участников смены, что увеличивает эффективность смены. Одним из вариантов модели экологического лагеря представляем "Экоград" - имитационную игру для старшеклассников, разработанную автором для создания в лагере экологической атмосферы гармоничного сосуществования друг с другом и с природой. Основной признак имитационной игры - общая модель деятельности, которая образует основу для общения, его базового содержания, создание ориентаций и ценностей и, таким образом, обеспечивает кооперацию школьников в различные группы, самореализацию и развитие их способностей. Особое внимание при подготовке экологического лагеря следует уделить выбору его месторасположения. Обязательным условием является природное окружение лагеря. Чем больше природных объектов будет вокруг (речка, лес, горы и т.д.), тем больше исследовательские и эстетические возможности ландшафта. Необходимо продумать оснащение лагеря (исследовательское, техническое - радиосвязь, магнитофон, телевизор, желательно компьютер, который в идеале был бы подключен к Интернету, спортивное, туристическое фотоаппарат, библиотеку, в идеале видеотеку и видеокамеру и т.д.) В зависимости от продолжительности и времени года возможен выбор определенной темы для смены, что предполагает создание дополнительных подпрограмм. Общие направления летней смены - исследовательское, природоохранное, учебно-игровое. Кроме того, в любой смене принято выделять 3 периода: организационный, основной, итоговый. Каждый период имеет свои цели и задачи, определяющие методы и формы совместной деятельности. Эти закономерности нашли свое отражение в данной модели. Организационный период (первые 2-3 дня) начинается с общелагерной акции "Создадим наш Экоград!". Задачи этого этапа - преодолеть адаптационный барьер, сформировать мотивационную установку на игровое взаимодействие во время совместной жизни. В это время школьники выбирают имидж своих общин (отрядов), закрепляют названия за функциональными службами (например: столовая "Лесная сказка" и т.п.). Принимается определенная символика и атрибутика (герб, флаг, печать, гимн) закон Экограда. Проводятся игры, направленные на выявление лидеров в детских коллективах. Так как программа лагеря рассчитана на старшеклассников, очень важно организация самоуправления. Это возможно через образование совместного органа управления лидеров школьников и администрации лагеря (Дума или Мэрия), через участие в законодательстве и общем планировании смены, через ежедневное планирование и анализ прошедшего дня (на Сходах), через дежурство и т.д. Организуется пресс-центр, начинает действовать психолого-исследовательская служба и т.д. В конце этого периода проводится праздничное открытие Экограда, а также посвящение ребят в "экоградцев", желательно в природных условиях (например, после встречи рассвета) Основной период предлагается провести с идеей: "Экоград = Взаимопонимание Человека и Природы". Задачи этого этапа - раскрытие радостной перспективы совместной жизни, мотивация заинтересованности и постепенное включение "экоградцев" в саморазвитие. Проводится презентация учебных "мастерских", ориентированных на квазииследовательскую экологическую деятельность и "студий" (творческих объединений) в которых по своему выбору будут заниматься "экоградцы". Начинает действовать система стимулов и поощрений. Открывается "Копилка полезных дел" - природоохранная деятельность на территории лагеря. Кроме того, этот период развивает творческие способности личностей школьников, так как насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами и проектами. Это время интенсивного общения друг с другом и с окружающей природой. Заключительный период (последние 2 дня) или "Олимп Экограда" посвящается подведению итогов. Исследовательская работа обобщается и демонстрируется на научно-практической конференции ("Симпозиум экологов"). Проводится рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания на будущее). В конце смены - праздничное закрытие Экограда, огонек. При планировании смены предлагается использовать даты международного экологического календаря, что позволяет развивать глобальные мышление участников смены, подключает их к международным экологическим движениям. Одна из важных задач модели - проектирование развивающей среды Экограда, которая будет обеспечиваться педагогическим коллективом. Ее цель - создание условий для развития и реализации способностей школьников. Таким образом, предполагается формирование экологической и, одновременно, творческой личности. В образовательной деятельности планируется использование принципов, методов и форм развивающего обучения. Следовательно программа "Экограда" рассчитана на команду педагогов-единомышленников, способных экологизировать воспитательную среду лагеря.. Как показывает опыт, наиболее благоприятно объединение преподавателей вузов, студентов и сподвижников экологии. Для диагностики и корректировки психологического климата в лагере необходимо ведение постоянного мониторинга эмоционального состояния детей (например, с помощью Цветописи Лутошкина А.Н.), а также исследование на выявление уровня экологической воспитанности в начале и в конце смены (диагностический срез в форме анкетирования). Предлагаемая модель была дважды апробирована в пермском областном экологическом лагере. Мониторинг психологического климата в лагере и анализ анкет участников смен показал успешность и эффективность работы модели. Такой постоянно действующий лагерь, на мой взгляд, мог бы стать мировоззренческой базой для школьников области, направленную на организацию детского экологического движения, предоставляющий оптимальное количество возможностей для саморазвития и самореализации.
Copyright © 1985-2004 Зеленый Парус
При перепечатке материалов ссылка на "Зеленый Парус" обязательна. Вебмастер - Валерий Мосягин ![]() |