|
Конференция по экологическому образованию Проблемы экологизации учебного процесса в школе Центр здоровья и экологии создан в нашей школе с 1998 года. Цель работы центра: формирование личности с высокими нравственными качествами, навыками здорового образа жизни и экологической культуры. Основные направления деятельности центра реализуются в процессе преподавания курсов естественно - научного цикла, через систему классных часов в 5-11 классах по программам "обучения здоровому образу жизни" и "окружающая среда и мировое сообщество", уроков здоровья в 1-3 классах; через систему различных практических занятий с учащимися и педколлективом. Известно, что здоровье человека немыслимо без возвращения нашей природе чистоты. Поэтому большое внимание уделяется проблемам экологизации учебного процесса. На мой взгляд, проблема воспитания эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, воспитания действенной любви к природе - стоит особенного остро. Хорошо сформулировал эту проблему выдающийся философ нашего времени А.Подводный: "задача воспитания мышления стоит в центре педагогической науки нашей цивилизации; что же касается воспитания чувств, здесь наблюдается явный провал" ("трактаты", 98 г.) Работая в школе преподавателем географии, осознаю, на сколько трудно воспитывать любовь к природе при изучении циклонов и лакколитов, ЭГП на макро - и мезоуровне и мн. др. Учебная государственная программа требует от детей и учителей только знаний. Времени на уроке для "лирического отступления" фактически не остается. Ежегодное тестирование требует больших усилий от учителя, чтобы его ученики смогли запомнить колоссальный теоретический материал. Сформировалось ли в душе ребенка чувство любви к окружающему миру при изучении терминов и различных закономерностей, - проверяющих не интересует. Да и возможно ли это определить тестом? Конечно, знания научные нужны. Но без чувства любви ко всему живомуименно эти знания превратили значительную часть территории страны (да и всей планеты!) В земли с острой экологической ситуацией! Как остановить этот разрушительный процесс? На мой взгляд, выход только один - надо искать каждому учителю возможность уравновесить эти два наиболее важных процесса, воспитание мышления и воспитание чувств. Только их равновесие поможет спасти Природу и самих себя. Что мы предлагаем. Во-первых, обязательное введение в учебную программу предмета экологии, но не в качестве дополнительной терминологии. Нам в школах нужен новый предмет о Природе, в котором бы гармонично сочетались научные знания и этика! На данном этапе мы предлагаем такие формы уроков как интегрированные занятия. Во-вторых, мы предлагаем находить учителям возможность на уроках естественно - научного цикла для обсуждения экологических вопросов с целью нахождения путей решения экологических проблем. Только в этом случае у детей будет возникать не чувство страха, а чувство уверенности в своих силах, желание изменить ситуацию. В-третьих, мы предлагаем несколько изменить содержание заданий на экологических олимпиадах. Мы думаем, что главная цель таких олимпиад - поиск. Не просто эрудированных детей, а в первую очередь тех, у кого достаточно развито экологическое мышление, необходимое для решения экологических задач. Именно нестандартные варианты решений экологических проблем явились бы ценным вкладом в дело развития России. Поэтому мы предлагаем увеличить количество вопросов проблемного характера. Решая проблемы экологизации учебного процесса в нашей школе, мы добились первых результатов. Создан центр здоровья и экологии, работает клуб "Экос" в просветительском, научно-исследовательском и практическом направлениях. Мы думаем, что настанет время и, не тестирование, но лишь конкретные дела и поступки наших учеников, действенная любовь к природе - покажут насколько эффективна наша работа.
Copyright © 1985-2004 Зеленый Парус
При перепечатке материалов ссылка на "Зеленый Парус" обязательна. Вебмастер - Валерий Мосягин |