|
Конференция по экологическому образованию Экологическое рисование (из опыта работы методиста) Давыдько Р. Б., Эколого-биологический центр, г. Дзержинск Многие исследователи показывают, что наше младшее поколение проявляет заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы и истории, о которых они имеют достаточно глубокое знание, в других случаях в их поведении проявляется безразличное отношения, а часто просто отрицательное. В основе этого лежит феномен непонимания подростков состава поручения в своем поведении в окружающей среде. Воспитание любви и бережному отношению к природе важно начать с младших классов (1х-3х). При этом большая роль отводится экологическому рисованию. Цель программы состоит в восстановлении утраченных связей с природой у детей, посредством наблюдения в различные сезоны года за искусственной природой в городе и дикой природой, растительным и животным миром и воспроизведением наблюдений на рисунке с последующим анализом экологической обстановки. Помощниками в работе служат многочисленные детские книги о природе, растениях и животных, а также легенды о родном крае, диафильмы и видео фильмы. Рисование с натуры и по представлению позволяет ученикам не только обогатить опыт зрительных представлений о красоте родной природы, но и помочь бережно относиться к ней. Перед каждым занятием проводится пятиминутная игровая разминка, которая представляет собой разгадку загадок и интересных загадочных историй о растениях, животных и явлениях природы. Изображения растений и животных с помощью карандаша и красок представляют большую сложность для учащихся младших (1-3-х классов), которой, сильно упрощая рисунок отдельного дерева или животного, превращают его в карикатурное изображение. При этом часто непонятно, какое дерево или животное нарисовано учащимся. Автором предлагается простой и доступный способ рисования различных объектов природы, где каждый ребенок довольно быстро научиться рисовать различные виды растений и животных. Способ основывается на знакомстве с законом симметрии в природе, который показывает, что все окружающие нас природные тела находятся в поле земного тяготения и неминуемо несут в себе следы его влияния. Сказанное относится как к органическому миру, так и к геологическим образованиям, камням, кристаллам и т.д. И камни, и растения, и животные под влиянием силы земного тяготения приобретают внешние сходные черты. Например: ветки сосны напоминают плывущие по небу облака (рис. 1). ![]() Струя фонтана напоминает плакучую иву. Зоркие поэты умеют особенно метко улавливают случай такого, казалось бы, необъяснимого сходства. В стихах А.А. Фета ветви ивы картинно сравниваются с потоком падающей воды: "Ветви сочные дугоюПерегнулись над водою, Как зелёный водопад…" Ф.И.Тютчев сравнивал фонтан с облаком: "Смотри, как облаком живымФонтан сияющий клубится". В работе над рисованием сложных форм используются также шаблоны, каждый из которых представляет собой неправильную фигуру, внутри которой размещается рисунок растения или животного. Рисование проводится в следующей последовательности (рис.2):
![]()
Copyright © 1985-2004 Зеленый Парус
При перепечатке материалов ссылка на "Зеленый Парус" обязательна. Вебмастер - Валерий Мосягин ![]() |