Расписание работы конференции

Конференция по экологическому образованию

Особенности организации учебного процесса (учебно-познавательской и практически ценной деятельности учащихся) в клубе "Зеленый Парус".

Патова М. А.

В настоящее время успехи в экологическом образовании становятся достаточно очевидными: экологическими и природоохранными элементами насыщены почти все основные предметы традиционной школы: биология, география, химия и др. (что ведет к появлению некоторой односторонности в оценке конкретных экологических проблем). Более того, современные стандарты школьного образования допускают преподавание экологии как самостоятельного предмета, для которого изданы вариативные учебники и учебные пособия или факультативной дисциплины.

Однако, несмотря на то, что экологическое образование приобрело статус приоритетного направления в образовательных учреждениях разного типа, реализуется этот всем очевидный глобальный приоритет недопустимо медленно. Причина - в отсутствии мотивации у детей к получению экологических знаний. Экологическое образование не следует из конкретных потребностей человека: поскольку не дает быстрого эффекта улучшения качества жизни, повышения уровня материального благосостояния. Экологическое образование имеет самые низкие приоритеты в сознании родителей, и они передают их подросткам. Экологические знания не гарантируют возможности получения престижной профессии или льгот при поступлении в ВУЗ. В результате эффективность преподавания экологических знаний резко снижается, а уроки становятся скучными и неинтересными для подростков. К тому же переориентация целей и содержания школьного образования упирается в отсутствие качественных (приемлемых) учебных пособий и должного уровня подготовки учителей и педагогов.

Предлагаемые пособия (кроме учебников для средней школы) во многом вторичны, то есть представляют собой рефераты из адаптированных для школьников фрагментов опубликованных ранее отечественных и зарубежных (не всегда переведенных на должном уровне) изданий. Поэтому они не слишком интересны для ребят. Появление ряда интересных учебных пособий не меняют общей картины ввиду крайне ограниченного распространения.

Кроме того, в школе дается лишь теоретическая основа знаний, а необходимо дать сведения о том, КАК включиться в борьбу с экологическим кризисом, негативными явлениями в обществе. Одна из причин формирования безответственности подростков - это непонимание школьниками возможности влияния отдельной личности на макросоциальные процессы.

Реализуемая в клубе "Зеленый Парус" образовательная программа - это попытка решить существующие проблемы. Обретение мировоззрения, воспитание - не решается на абстрактном уровне, требуется личный опыт, испытание жизнью собственных убеждений, поиск адекватных методов обучения школьников. В современных кризисных условиях дети кроме получения знаний, нуждаются, прежде всего, в повышении самооценки, приобретении опыта позитивного общения и активного сотрудничества с внешним миром. Проблема адаптации к изменившимся условиям (возрастанию агрессивности окружающей среды) для большинства подростков сводится к необходимости научиться вести конструктивный диалог, идти на компромисс, то есть к способности ясного осознания своих возможностей, выработки гибкого поведения. С другой стороны, традиционный набор методов обучения в кружках не вполне соответствует изменившимся в настоящее время интересам и приоритетам подростков, они рассчитаны, скорее, на детей младшего и среднего школьного возраста. В типичном случае, подростки, не видя сферы приложения полученных знаний, с трудом находят способы самореализации, уходят из кружка. Потребность же в общении сохраняется, и возникают в форме своеобразного протеста уличные группы и ассоциации подростков. Чтобы создать действенную альтернативу улице, необходимо обеспечить привлекательность обучения в кружке за счет многообразия форм.

Поэтому реализуемая нами программа построена на сочетании теоретического обучения и практической деятельности, предоставления возможности для самореализации подростков, несмотря на то, что возможности детей в решении социальных и экологических проблем весьма ограничены. Основополагающим является принцип непрерывности образования (обязательный для воспитания активной жизненной позиции, изменения мировоззрения). Детям предоставляется возможность принять посильное участие в решении местных социальных и экологических проблем на основе полученных знаний. Задача получения качественного разностороннего образования решается одновременно с организацией детского досуга, и повышения культурного уровня школьников. Проводится систематическая работа над социальной мотивацией познавательной деятельности, эмоциональной значимости изучаемого материала, причем на каждом последующем уровне мотивация усиливается, причем комплексный подход к образованию сочетается с индивидуальным.

Программа обучения в каждом кружке предусматривает возможность посещения кружка в течение нескольких лет. Подросток, получивший определенный багаж экологических знаний, в дальнейшем становится его активным носителем. Цель программы - не специализация ребенка в области экологии и охраны окружающей среды, развитие личности, способной к созиданию и к счастливому существованию в современном мире. По завершении программы подростки пойдут потом в разные ВУЗы. При этом у них появляется возможность комплексной оценки существующих в обществе проблем и интеграции уже имеющихся знаний.

Обучение максимально приближено к жизни, ориентировано на решение местных экологических проблем, учебно-исследовательские проекты приурочены к изучению двора, школы, озера, которые находятся рядом. В результате реализации программы "Знай, люби и защищай" подростку предоставляется возможность принять посильное участие в конкретных делах - при проведении акций, например, по оказании помощи заповедникам, очистке рек и др., и увидеть результат своих действий.

Не вызывает сомнений, что повысить престиж занятий экологией реально, используя новые технологии и широко применяя в процессе обучения компьютеры. Обычно охраной среды и экологическими акциями увлечены в основном дети младшего и среднего школьного возраста, чаще всего - девочки. В клубе же - в основном мальчики среднего и старшего школьного возраста, подростки - группа "социального риска", наиболее подверженная влиянию улицы. В каникулы проводится особенно много мероприятий - экскурсии, экологические лагеря, игры, праздники, акции и т.д.

В процессе обучения ведущая роль отводится активным методам обучения: лекциям, беседам, экскурсиям, ролевым играм, дискуссиям, викторинам, исследовательской работе, связанной с решением конкретных практических задач, экскурсиям, работе с измерительными приборами, контурными картами, коллекциями музеев вузов города и ботанического сада ННГУ. Важный этап - приемлемые для детей акции, направленные на улучшение местной экологической обстановки (индивидуальные, групповые, на основе общественных организаций). Эти методы дают багаж прочных знаний, приобретенных в результате личного опыта. В условиях максимального сближения учебно-познавательской и практически ценной деятельности учащихся, связанной с решением экологических проблем, укрепляется их осознание ответственности за состояние среды обитания, при этом каждому ребенку предоставляется уникальная возможность для самореализации и самосовершенствования, независимо от его личностных характеристик. Приобретение навыков экологически целесообразной деятельности и воспитание потребности здорового образа жизни, становление экологической культуры личности возможно лишь на основе понимания целостности человека, системного строения природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств.


 

Copyright © 1985-2004 Зеленый Парус
При перепечатке материалов ссылка на "Зеленый Парус" обязательна.
Вебмастер - Валерий Мосягин


Rambler's Top100 Rambler's Top100