|
Конференция по экологическому образованию Роль и место природоохранной и исследовательской деятельности школьников в детском экологическом движении Суха теория, мой друг, Ни в какой мере не уменьшая значимость теоретических науки экологии в образовании школьников (мы имеем интеллектуальную компетентность, основанную на системе формирование у школьников адекватных научных о системе "природа-общество"; интеграция, самых значимых в современной жизни терминов по с географией, медициной, историей и т.д.), на место необходимо поставить именно работу по охране природы и практические исследования в ней. Почему? - Очень многие школьники знают правила поведения в природе, на "5" ориентируются в терминах и понятиях те, кто постарше, а в окружающем нас мире почти не видно перехода от нерационального к рациональному природопользованию. Знания, к сожалению, не становятся фундаментом экологического воспитания. Проведение в школах чисто теоретических викторин, олимпиад с реферативными практическими работами, конечно, хорошо для активизации интеллектуальной жизни в учреждениях образования для получения навыков и умений синтеза и анализа, классификации и сравнения. Однако без активного, гуманного, осознанно-действенного взаимоотношения детей и природы, гармонизации во взаимоотношениях человека с природой устойчивого развития общества ожидать бесполезно. Имея ввиду все перечисленное выше и в рамках детского экологического движения на первое место нужно поставить природоведческую, природоохранную и исследовательскую деятельность. Земля - поистине наша Мать, и в наших интересах уберечь ее от гибели. Если деятельно-здоровым будет взаимоотношение каждого человека с природой, то здорова и планета будет. Ведь менее чем за 200 лет человечество больше вреда принесло планете, чем за предыдущие 200 тысяч лет. Это не свидетельствует о правильности пути людей и о мудрости правителей. Всем известна пословица: "Одна ложка дегтя бочку меда испортит". А если эта "ложка" еще и власть имеет? Чтобы не опоздать, чтобы древо жизни вечно зеленело, отношения с Природой надо с детства строить в гармонии, в соответствии со вселенскими законами целесообразности, комплексно, системно используя все позитивное в социуме. Форм, методических приемов, экологических программ и конкурсов, побуждающих к исследованиям в природе и к работе на благо матушке-земле не просто много, а целое море. Каждый руководитель, воспитатель, преподаватель имеет возможность выбрать по возможностям и потребностям. В каждом конкретном случае, на определенный период, как говорится - здесь и сейчас! - в центр можно поставить какой-то один вид работы с триединой педагогической целью - образования, воспитания, развития. Это 1) экологические акции - "Посади дерево", "Поможем реке", 2) комплексные исследования - своей квартиры, школы, реки, парка, 3) опыты - с водой, снегом, воздухом и т.д. Немаловажно в практико-исследовательской деятельности школьников удовлетворение их потребностей - коммуникативных - в общении, сотворчестве; интеллектуальных - планирование, контроль и самооценка своей деятельности; физических - потребность в движении, действиях. У школьников развивается трудолюбие, воля, они становятся более самостоятельными, ответственными, инициативными, развивают кругозор, повышают эрудицию. Век 21 наступил, но можно еще увидеть в отношении к экодвижению детей стиль "плюсквамперфектум" - давно прошедшее время. Современный интерактивный и фашметационный подход к детскому экодвижению позволяет работать в стиле другого подхода - повелительное наклонение - императив - узнай и исследуй сам! помоги! сохрани!
Copyright © 1985-2004 Зеленый Парус
При перепечатке материалов ссылка на "Зеленый Парус" обязательна. Вебмастер - Валерий Мосягин ![]() |